Терапия

Сказкотерапия

Психотерапия, Сказкотерапия и другие звери…

Но вот пришла вторая половина ХХ века… А поскольку 20 век (его вторая половина) это эпоха возрождения всего прочно забытого в предыдущие века — века торжества узко понятого рационализма и узко понятой «науки» — то пришёл черёд и сказок, пришёл их черёд напомнить людям, зачем они существуют. (Понимайте в обоих смыслах — «зачем существуют люди» или «зачем существуют сказки»).

Сказкотерапия началась с того, что молодая наука психология (а точнее, её младшая сестра — психотерапия) обра­тились к сказочному наследию, собранному писателями-романтиками 19 века, и попытались увидеть в хорошо знакомых нам детских сказках ответы на волнующие их серьёзные «недетские» вопросы.

С тех пор, одно из уважаемых направлений в сказкотерапии — это вдумчивая работа с уже существующими, «ли­тературными» сказками.

Вот это направление сказкотерапии, в основном, поддерживает юнгианская психология, хотя сказкотерапия вся целиком вообще тесно связана с юнгианством.

Ведь именно в сказках собраны и сохранены все основные Жизненные Роли, которые мы, люди, передаём друг другу из поколения в поколение. Именно в сказках можно встретить все маски нашей личности и познакомиться со всеми аспектами своей души, со всеми её возможностями.

В жизни мы играем от силы только одну-две рольки… Но ведь душа наша способна сыграть весь репертуар миро­вого «театра»! Если не выпускать её на сцену в разных ролях, она захиреет и начнёт болеть. Но как узнать, на какие роли вообще может претендовать наша душа? Кем мы можем себя ощущать? Кем можем быть? Ответы на эти вопросы содержатся в сказках… А сказкотерапия только суммирует опыт и предлагает ещё и «практические упражнения». А это уже куда интересней, не так ли?!

Психология юнгианства (и сказкотерапия, на ней базирующаяся) подробнейшим образом разбирают каждую сказку. Ведь любая сказка — это карта внутреннего мира каждого человека, считает эта самая психология юнги­анства.

Сказкотерапия как арт-терапия

Но есть и ещё один способ работы со сказками в сказкотерапии. Это сочинение своих собственных незамыслова­тых историй-сказок.

Это занятие, этот метод сказкотерапии имеет две цели:

  1. диагностическую
  2. терапевтическую.

С одной стороны, написанная Вами своя сказка, помогает (если знать метод) увидеть, что с Вами не так, с точки зрения психологии.

А с другой стороны, каждая написанная Вами сказка на один шаг приближает Вас к самоисцелению. Верный признак прогресса в сказкотерапии — это переживание состояния психотерапевтического инсайта, который в пси­хотерапии называется ещё по-другому: «Ага-эффект!». Это момент, когда в тёмной комнате зажигается свет и Вы, наконец, видите то, что искали.

И именно при написании собственных сказок, в процессе сказкотерапии, нас чаще всего посещают подобные «ага-эффекты».

Сказкотерапия вскрывает неправильные (неработающие) жизненные сценарии, которым мы с упорством поче­му-то следуем. Метод сказкотерапии позволяет быстро победить стресс, снять последствия фрустрации. Сказко­терапия лечит застарелые обиды, не дающие нам двигаться дальше — во всей практической психологии нет мето­да, который бы лучше справлялся с этой задачей.

На нашем сайте есть много материалов, которые посвящены сказкотерапии.

«Сказкотерапия для детей» это чтение детям настоящих сказок, неадаптированных в викторианскую эпоху.

Ведь смотрите, что получается. Знаменитая викторианская эпоха (которая породила эпидемию неврозов и жен­ской истерии в Европе) давно осуждена как время, которое максимально закрепощало человека, не позволяя ему ничего человеческого. Весь двадцатый век это своеобразный «нюрнбергский процесс» над преступлениями вик­торианства. Преступлениями тихими и совершавшимися зачастую «в белых перчатках».

Отношение к женщине, к детству — мы уже давно пересмотрели. Отношение к сексу — и подавно заменено с викто­рианского, на более современный подход. «Вопросы» образования давно уже нашли свои новые, отнюдь не вик­торианские «ответы».

А сказки? Про сказки-то мы и забыли… А ведь они тоже нуждаются в модернизации и «рестайлинге». Поменяв круто всю свою жизнь, похоронив викторианство с его удушливой атмосферой, мы … всё ещё пользуемся именно викторианскими сказками, точнее их викторианскими адаптациями!

В Англии издавался «Шекспир для девственниц». Считалось, что неадаптированные тексты Шекспира непозво­лительно читать приличным девочкам из приличных семей — слишком они грубы и непристойны.

Эту проблему (только на материале русских сказок) освещает материал на нашем сайте, который называет­ся «Скромное обаяние неадаптированных сказок».

Там объясняется, почему детям нужны сказки, истории про смерть, насилие и прочие «Недетские Ужасы» и что бывает с детьми, которых искусственно от этого ограждают…

В статье «Что такое «Образ успеха»? (Сказкотерапия для родителей и педагогов)», Вы узнаете, как, читая психотерапевтическую сказку, можно вычленять уникальную информацию о системе ценностей человека, об Образе его Цели, для того чтобы не мешать развиваться ему в его же направлении, не вы­ступать фактором дополнительного стресса для человека. Это сказкотерапия для детей и сказкотерапия для взрослых.

В статье «Сказкотерапия» (базовой статье этого цикла) Вы узнаете подробней об этом методе практической пси­хологии и научитесь связывать сказкотерапию с психодрамой. Вы узнаете, как связаны между собой сказко­терапия и арт-терапия.

В статье «Игры со сказками: как развить воображение ребёнка с помощью сказкотерапии» рассматривается сказкотерапия для детей. В этой статье также приводятся четыре (4) замечательнейших упражнения из копилки практической сказкотерапии как для индивидуальных занятий, так и для занятий в группе.

Начиная работу со сказками, Вы не только работаете со своей собственной психологией, превращая её из психо­логии невротика в психологию здорового человека. Вы ещё и развиваете в себе Автора, пробуждаете дремавшие способности к творчеству. Вы пробуждает в себе Внутреннего Ребёнка, который один только и способен испыты­вать это странное ощущение бытия, которое мы называем «счастьем».

Елена Назаренко

Книги по сказкотерапии
Афанасьев А.Н. — Древо жизни. Москва, Современни­к, 1982 — с.464.doc
Болен Боги в каждом мужчине.doc
Болен Богини в каждой женщине.doc
Борхес Книга вымышл.существ.doc
Галинская И. Льюис Кэролл и загадки его текстов.exe
Гнездилов А.В. Встречи на дороге.djvu
Де Боно Шесть шляп мышления.doc
Джонсон ОН.doc
Джонсон ОНА.doc
Дикманн Ханс Любимая сказка из детства.doc
Дэвидсон Д. Что означают метафоры (листание нижний правый угол).exe
Елисеева Евгения Что скрывает в себе волшебная сказка.doc
Лавский В.В. Притчи человечест­ва.doc
Мершавка В. Сказка Колобок. Интерприта­ция.doc
Миллс, Кроули. Терапевтич­еские метафоры для детей и внутреннег­о ребенка.doc
Оуэн Н. Магические­ метафоры.doc
Пропп Историческ­ие корни волшебной сказки.doc
Пропп Морфология­ волшебной сказки.doc
Родари. Грамматика­ фантазии.doc
Сибилл Биркхойзер­-Оэри Мать. Архитипиче­ский образ в волшебных сказках.doc
Сипаров С. Нормальные­ и другие сказки (листание нижний правый угол).exe
Сказки для тренеров.djvu
Стюарт В. Работа с образами и символами в психологич­еском консультир­ованиии.doc
Толкин Д. О волшебных сказках.exe
Тресиддер Словарь символов.txt
Тысячелики­й герой.doc
Фрезер Золотая ветвь.doc
Фрезер Фольклер в Ветхом Завете.doc
Хлюпин В. Зловещее очарование­ туфельки.doc
Хлюпин В. Исследован­ие архетипиче­ских паттернов по материалам­ Сказки о Салтане А.С. Пушкина.doc
Элиаде М. Мифы и волшебные сказки.exe
Эстес К.П. Бегущая с волками.doc
Эстес К.П. Верный садовник.doc
Эстес К.П. Дар рассказа.doc
Юнг Архетип и символ.doc
Юнг Воспоминан­ия, сновидения­, размышлени­я.doc
Юнг Душа и миф. Шесть архетипов.doc
Юнг Об архитипах коллективн­ого бессознате­льного.doc
Юнг Феноменоло­гия духа в сказках.doc
Ялом И. — Хроники исцеления.pdf
Янг Метафоры и модели изменения.doc

Баркер Р. Психотерап­ия новой волны.doc
Бедненко Г. Мифодрама (листание нижний правый угол)..exe
Безруких, Пилявина В тридевятом­ царстве .doc
Блэк М. Метафора (листание нижний правый угол)..exe
Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя….doc
Вачков Главы из книги.doc
Вачков о терапии.doc
Вачков Обзор лит-ры по сказкотера­пии.doc
Волжанин Исповедь счастливчи­ка или ПСИ-метод маленького­ волшебника­.doc
Все видео-семинары.url
Гнездилов А.В. Петербургс­кие сновидения­.doc
Гнездилов. Авторская сказкотера­пия.doc
Горбунов Опыт использова­ния сказкотера­пии .doc
Гордон Дэвид Терапевтич­еские метафоры.doc
Грановский­ А. Литератера­пия.doc
Изард К.Э Психология­ эмоций.doc
Ильин Е.П Эмоции и чувства.pdf
Ильин Эмоции и чувства.doc
Кабачек Использова­ние сказкотера­пии на примере произведен­ий Г.Х. Андерсена.doc
Красулин Сказкотера­пия или овеяние мифом.doc
Пезешкаян Восточные истории и психотерап­ия.doc
Полухина Сказкотера­пия и практика.doc
Прудиус Е.К. — Сказкотера­пия в помощь родителям.pdf
Прудиус Сказки с дельфиньег­о хвоста.doc
Сакович Н.А., Практика сказкотера­пии.doc
Соколов Д. Сказки и сказкотера­пия.doc
Соколов Д. Лунные дорожки.doc
Соколов Д.Ю. — Лоскутное одеяло, или Психотерап­ия в стиле дзэн..doc
Соколов Диссертаци­я.doc
Соколов Темы для медитации.doc
Стишенок И.В. — Сказка в тренинге.pdf
Ткач Сказкотера­пия детских проблем.pdf
Тренкле Б. Учебник психо-хо-терапии.doc
Учебник по сказкотера­пии.doc
Фесюкова Л.Б. Воспитание­ сказкой.doc
Франц М. Психология­ сказки.doc
Фридмен Дж. и Комбс Дж. Конструиро­вание иных реальносте­й. Истории и рассказы как терапия.doc
Хиллман Джеймс, Исцеляющий­ вымысел.doc
Черняева С. А. Психотерап­евтические­ сказки и игры.doc
Школа Сказкотера­пии на лесной поляне.doc
Шуварикова­ Е. Непридуман­ные истории. Из жизни психологов­ и их клиентов.doc

С Афанасьевы­м осторожней­ – русские сказки без цензуры.

Анна Воронина — Сборник.doc
Апулей Метаморфоз­ы или золотой осел.doc
Афанасьев Заветные сказки (без цензуры!).djvu
Бакиров А. Сказки.doc
Гагин Т. Сборник сказок.doc
Елисеева Евгения Сборник сказок.doc
Клюев Сказки на всякий случай.doc
Книга сказочных перемен.doc
Лисси Мусса — Сборник.doc
Макарцев Как составлять­ сказки.pdf
Мария Луиза фон Франц Кошка.doc

Показать больше

Related Articles

Добавить комментарий

1 + 3 =


Яндекс.Метрика
Close
Close